психологические издержки

«Задолбался это делать!» Что это, психологические издержки бизнеса или сигнал «начала конца»?

Идея бизнеса и его модель должны резонировать с тем, что у тебя в картине мира. Нужно чтобы совпадали ценности, и смыслы двух сущностей – бизнеса и его владельца. Иначе не будет у них «долго и счастливо». Рано или поздно, с меньшим или бОльшим уроном, но конец неизбежен, в том случае если суть бизнеса противоречит жизненным ценностям учредителя.

Психологические издержки в бизнесе неизбежны

При этом, даже в идеальном варианте гармонии бизнеса и владельца, все равно будут психологические издержки. Жаль, заранее не определить, что именно придется «заставлять себя делать» для развития проекта. Можно предположить, но точно выявить те самые издержки позволит лишь практика.

Люблю фильм «О чем говорят мужчины» за яркие образы))

И здесь хорошо бы различать: когда ты «задолбался» что-то делать, это психологические издержки или сигнал «начала конца»? От этого и выбирать — проявлять упорство и завершать начатое или самое время остановиться.

Встретила интересную цитату Андре Кукла из книги «Ментальные ловушки». Он называет упорство ловушкой сознания.

«Упорство — это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас — иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем — либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции»

Так много историй сразу вспоминается… Например, про дохлых лошадей, помните? Индейцы говорят: лошадь сдохла – слезь. А мы продолжаем убеждать себя, что и у дохлых лошадей есть потенциал, стоит только продумать для них верную мотивацию. Убеждаем себя и окружающих, что тренинги командообразования помогут дохлым лошадям воспрянуть духом! Бла-бла…

психологические издержки

Получается, что при первом появлении трудностей или низких результатов и, как следствие, снижении мотивации надо бросать проект, ибо «лошадь сдохла». Так, что ли?

Ну ведь не всегда дело, которое принесет результат в дальней перспективе, развивается равномерно. Иногда и впрямь нет никаких сил и желания продолжать движение. Ведь вечный подъем, драйв и стабильно прогрессирующий результат — это миф.

Убедимся, что с тактикой все ок!

Готовы мы к этому или нет, но психологические издержки появляются в любом деле. Если достала рутина и низкие результаты, первым делом предлагаю обратить внимание на тактику.

И вот тактику надо анализировать.

  • Потеря желания что-либо делать результат чего?
  • А плохие результаты получились вследствие чего?

Ведь сюда нас могли привести неверно выбранные действия. Или нам не хватило собственных знаний и опыта для решения текущей задачи.

Попробуем разобраться на примере.

Точка А: Катя психолог, сидит дома с маленьким ребенком. Может проводить консультации по скайпу для детей и их родителей.

Точка Б: Катя обеспечивает свою семью. У нее проходят регулярные консультации в скайп, продаются групповые тренинговые онлайн программы, пользуются популярностью программы поддержки.

психологические издержки

Можете ли вы составить план, который привел бы нашу вымышленную Катю из пункта А в пункт Б?Думаю, даже в нескольких вариантах. Кстати, как-то раз писала про похожий кейс 

К примеру, так:

Задача 1. Собрать базу

  1. Продумываем первый продукт, который будет продаваться за деньги (решение проблемы, за которое готовы платить)
  2. Анализируем целевую аудиторию этого продукта (соц.дем, проблемы; где ищут решение)
  3. Создаем бесплатный продукт, который дает ответы на вопросы рядом с нашим основным продуктом
  4. Оформляем подписную страницу для бесплатного продукта
  5. Ведем на эту страницу трафик (это может быть реклама или распространение «вручную» через комментарии на форумах, в соцсетях…)

Задача 2. Сформировать доверие и продать продукт

  • Подписчикам начинаем рассказывать о возможном решении более серьезной проблемы, знакомим постепенно с идеей нашего платного продукта.
  • Создаем страницу с описанием платного продукта
  • Ведем базу на страницу с описанием платного продукта

Так вот, в любой момент движения Кати из пункта А в пункт Б могут быть как впечатляющие результаты, так и полное разочарование. Что предпринимать? Исходя из анализа конкретных действий вносить дополнения и корректировки в тактику. А стратегия и дальние цели требуют того самого усердия и упорства, о которых говорили выше.

А если вопрос не в тактике, а в смыслах?

Что делать, если с тактикой все как бы нормально, но появилось ощущение, что значимость и смысл проекта испарились?

Для начала неплохо бы разобраться, действительно произошли существенные изменения в смыслах, в том, ради чего создавался проект? Или это сработал защитный механизм?

Помните, у Фрейда есть теория о механизмах психологической защиты? Так вот, эти механизмы срабатывают всякий раз, когда мы сталкиваемся с отрицательными переживаниями. Задача механизмов психологической защиты –минимизировать или вовсе избавить нас от неприятных чувств. Заметили, что у вас появилось сопротивление? Поздравляю – сработал защитный механизм.

В нашем случае интерес представляет механизм «Рационализация». Он помогает справиться с фрустрацией и тревогой, но вот цели достигнуть совсем не помогает.Рационализация искажает реальность, чтобы спасти нам самооценку.

Например, в случае с нашей вымышленной Катей, при первых же неудачах она вдруг может решить, что обеспечивать семью, вообще-то не женское дело! И ей бы лучше больше времени уделять собственному ребенку. Тем более, что все способы продвижения своих услуг она опробовала и они не работают.

Что произошло? Да, наша Катя поставила под сомнение свою дальнюю цель и дискредитировала какие-то способы продвижения своих услуг. При этом сама осталась полна достоинства.

психологические издержки

Что же делать, чтобы отличить психологические издержки от «начала конца» для проекта?

Если учесть, что к психологическим издержкам мы отнесли временные трудности, то скорее всего есть какие-то способы, как отличить их от симптомов «умирания» бизнес проекта. С этим вопросом сходила в Фейсбук. Некоторые интересные ответы цитирую для вас:

Юлия Полякова: «Да. Пинать дохлую лошадь можно долго и отчаянно. Мне как-то помог тест — вижу ли я себя здесь же через пять лет. Я себе ответила, что и через два уже не вижу. А лучше через год. А лучше прям сейчас уйти, пока я сильно не ввязалась.»

Марина Поповская: «Для того, что «задолбался» делать,можно нанять другого человека. Но главное, чтобы бизнес не стал чемоданом без ручки. Обычно это происходит, когда, да, не резонирует. Тогда точно лучше менять вектор. А иногда просто вИдения нет. Тут самое то подумать, что ты делаешь и для чего, есть ли большая цель.»

Евгений Екимов: «Задолбался — это про перегрузку. А»начало конца» — это если дела, успешные раньше, почему-то перестают получаться. Перегрузка — это когда знаю как делать, всё получается, но не успеваю или слишком устаю (чересчур много работы одновременно либо она пересекается ещё с какими-то делами, которых тоже слишком много). Недовольство результатами — если что-то не получается, и я не знаю, как это исправить.»

Alexzza HM «1. найти,зафиксировать состояние, когда интуиция работает на 100, проверить на подозрительном бизнесе или ситуации.

2. занять мозг чем-то увлекательным и ненапряжным (хорошим дюдюктивом, созерцанием облаков под классику…тарзанкой и т.д.), чтоб дать ему все расставить спокойно, без душераздирающих эмоций…

Вот еще, только это надо заранее заготовить)) Когда все ладно, и замечательно процесс идет,надо парочку вещей (физических, материальных) припрятать «на черный день». Книжку, музыку, мелочь какую приятную… с таким расчетом, чтоб попалась на глаза в момент этого диссонанса. И тогда оно работает, как камертон, настраивает на состояние, когда все правильно и все получается.»

Irina Feewa: «Я приверженец варианта, что когда есть бОльшее для чего, то сопутствующее делается или как-то решается легче. То есть,когда есть смысл, то он как бы на себе все тащит.

На бытовом примере, когда влюбился, то сразу и похудел, и встаешь в 5 утра, и не заметил, как костюм погладил…»

Сначала спросила, а потом и сама вспомнила, что писала в блоге о том, как выбрать стратегическую цель, а еще писала, как выбрать один проект. Полезно, однако, в свой блог заглядывать 😉

Итак, чтобы понять, что происходит, действуем от простого к сложному:

  1. Отрываемся от текучки, вынуждаем себя отдохнуть. Как только организм восстановит силы, делаем следующий шаг
  2. Оцениваем ситуацию, проверяем какие действия привели к эмоциональному напряжению, что именно не дает результат. Если выявляются неэффективные действия, корректируем или ищем другой путь.
  3. Чтобы убедиться, что движение к дальней цели все еще имеет смысл и ценность, уделяем время для «вспомнить все!». Ради чего бОльшего затевался весь этот проект? Что важное хотелось создать, когда мы были у самого начала пути? Напитываемся и смотрим, что можно сделать лучше в сегодняшних делах.

А вот если в какой-то момент времени, вы понимаете, что идея этого бизнеса, его модель стали слишком расходиться с вашим представлением о мире в целом, о добре и зле )), ну мало ли – вдруг вас увлекла возможность освоить горизонты в новой сфере – тогда стоит взвесить более существенные «вещи».

Если с психологическими издержками можно справиться, то с тем, на чем строится «картина мира» нужно более внимательно обращаться. Надо ли себя ломать, если не совпадают базовые ценности бизнеса и вас — его владельца? Последствия ломки могут быть разрушительны для обеих сторон.

«Задолбался это делать!» Что это, психологические издержки бизнеса или сигнал «начала конца»?: 8 комментариев

  1. Спасибо за статью. Актуально для сканеров) Всё как следует проанализировать — не лишнее, прежде, чем отпускать с лёгкой душой.

  2. Знаешь, на самом деле вчера когда была в жюри стартапов,то очень хорошо отследила,как люди загораются и вроде уже проект в голове начинает работать. На бумаге и вот тут мой вопрос им о том,что у вас здесь заранее,здесь и здесь. Как поступите? Команды теряются и говорят,ладно мы другой попробуем бизнес. Мне кажется,может это банально ,но мы ленивы порой.

    1. Вот точно! Если появляются трудности, проще бросить. И в результате бесконечный серфинг между идеями в зачатке… Тоже издержки)) только уже без бизнеса

Что об этом думаете? Напишите здесь