Содержание статьи
Идея бизнеса и его модель должны резонировать с тем, что у тебя в картине мира. Нужно чтобы совпадали ценности, и смыслы двух сущностей – бизнеса и его владельца. Иначе не будет у них «долго и счастливо». Рано или поздно, с меньшим или бОльшим уроном, но конец неизбежен, в том случае если суть бизнеса противоречит жизненным ценностям учредителя.
Психологические издержки в бизнесе неизбежны
При этом, даже в идеальном варианте гармонии бизнеса и владельца, все равно будут психологические издержки. Жаль, заранее не определить, что именно придется «заставлять себя делать» для развития проекта. Можно предположить, но точно выявить те самые издержки позволит лишь практика.
И здесь хорошо бы различать: когда ты «задолбался» что-то делать, это психологические издержки или сигнал «начала конца»? От этого и выбирать — проявлять упорство и завершать начатое или самое время остановиться.
Встретила интересную цитату Андре Кукла из книги «Ментальные ловушки». Он называет упорство ловушкой сознания.
«Упорство — это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас — иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем — либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции»
Так много историй сразу вспоминается… Например, про дохлых лошадей, помните? Индейцы говорят: лошадь сдохла – слезь. А мы продолжаем убеждать себя, что и у дохлых лошадей есть потенциал, стоит только продумать для них верную мотивацию. Убеждаем себя и окружающих, что тренинги командообразования помогут дохлым лошадям воспрянуть духом! Бла-бла…

Получается, что при первом появлении трудностей или низких результатов и, как следствие, снижении мотивации надо бросать проект, ибо «лошадь сдохла». Так, что ли?
Ну ведь не всегда дело, которое принесет результат в дальней перспективе, развивается равномерно. Иногда и впрямь нет никаких сил и желания продолжать движение. Ведь вечный подъем, драйв и стабильно прогрессирующий результат — это миф.
Убедимся, что с тактикой все ок!
Готовы мы к этому или нет, но психологические издержки появляются в любом деле. Если достала рутина и низкие результаты, первым делом предлагаю обратить внимание на тактику.
И вот тактику надо анализировать.
- Потеря желания что-либо делать результат чего?
- А плохие результаты получились вследствие чего?
Ведь сюда нас могли привести неверно выбранные действия. Или нам не хватило собственных знаний и опыта для решения текущей задачи.
Попробуем разобраться на примере.
Точка А: Катя психолог, сидит дома с маленьким ребенком. Может проводить консультации по скайпу для детей и их родителей.
Точка Б: Катя обеспечивает свою семью. У нее проходят регулярные консультации в скайп, продаются групповые тренинговые онлайн программы, пользуются популярностью программы поддержки.

Можете ли вы составить план, который привел бы нашу вымышленную Катю из пункта А в пункт Б?Думаю, даже в нескольких вариантах. Кстати, как-то раз писала про похожий кейс
К примеру, так:
Задача 1. Собрать базу
- Продумываем первый продукт, который будет продаваться за деньги (решение проблемы, за которое готовы платить)
- Анализируем целевую аудиторию этого продукта (соц.дем, проблемы; где ищут решение)
- Создаем бесплатный продукт, который дает ответы на вопросы рядом с нашим основным продуктом
- Оформляем подписную страницу для бесплатного продукта
- Ведем на эту страницу трафик (это может быть реклама или распространение «вручную» через комментарии на форумах, в соцсетях…)
Задача 2. Сформировать доверие и продать продукт
- Подписчикам начинаем рассказывать о возможном решении более серьезной проблемы, знакомим постепенно с идеей нашего платного продукта.
- Создаем страницу с описанием платного продукта
- Ведем базу на страницу с описанием платного продукта
Так вот, в любой момент движения Кати из пункта А в пункт Б могут быть как впечатляющие результаты, так и полное разочарование. Что предпринимать? Исходя из анализа конкретных действий вносить дополнения и корректировки в тактику. А стратегия и дальние цели требуют того самого усердия и упорства, о которых говорили выше.
А если вопрос не в тактике, а в смыслах?
Что делать, если с тактикой все как бы нормально, но появилось ощущение, что значимость и смысл проекта испарились?
Для начала неплохо бы разобраться, действительно произошли существенные изменения в смыслах, в том, ради чего создавался проект? Или это сработал защитный механизм?
Помните, у Фрейда есть теория о механизмах психологической защиты? Так вот, эти механизмы срабатывают всякий раз, когда мы сталкиваемся с отрицательными переживаниями. Задача механизмов психологической защиты –минимизировать или вовсе избавить нас от неприятных чувств. Заметили, что у вас появилось сопротивление? Поздравляю – сработал защитный механизм.
В нашем случае интерес представляет механизм «Рационализация». Он помогает справиться с фрустрацией и тревогой, но вот цели достигнуть совсем не помогает.Рационализация искажает реальность, чтобы спасти нам самооценку.
Например, в случае с нашей вымышленной Катей, при первых же неудачах она вдруг может решить, что обеспечивать семью, вообще-то не женское дело! И ей бы лучше больше времени уделять собственному ребенку. Тем более, что все способы продвижения своих услуг она опробовала и они не работают.
Что произошло? Да, наша Катя поставила под сомнение свою дальнюю цель и дискредитировала какие-то способы продвижения своих услуг. При этом сама осталась полна достоинства.

Что же делать, чтобы отличить психологические издержки от «начала конца» для проекта?
Если учесть, что к психологическим издержкам мы отнесли временные трудности, то скорее всего есть какие-то способы, как отличить их от симптомов «умирания» бизнес проекта. С этим вопросом сходила в Фейсбук. Некоторые интересные ответы цитирую для вас:
Юлия Полякова: «Да. Пинать дохлую лошадь можно долго и отчаянно. Мне как-то помог тест — вижу ли я себя здесь же через пять лет. Я себе ответила, что и через два уже не вижу. А лучше через год. А лучше прям сейчас уйти, пока я сильно не ввязалась.»
Марина Поповская: «Для того, что «задолбался» делать,можно нанять другого человека. Но главное, чтобы бизнес не стал чемоданом без ручки. Обычно это происходит, когда, да, не резонирует. Тогда точно лучше менять вектор. А иногда просто вИдения нет. Тут самое то подумать, что ты делаешь и для чего, есть ли большая цель.»
Евгений Екимов: «Задолбался — это про перегрузку. А»начало конца» — это если дела, успешные раньше, почему-то перестают получаться. Перегрузка — это когда знаю как делать, всё получается, но не успеваю или слишком устаю (чересчур много работы одновременно либо она пересекается ещё с какими-то делами, которых тоже слишком много). Недовольство результатами — если что-то не получается, и я не знаю, как это исправить.»
Alexzza HM «1. найти,зафиксировать состояние, когда интуиция работает на 100, проверить на подозрительном бизнесе или ситуации.
2. занять мозг чем-то увлекательным и ненапряжным (хорошим дюдюктивом, созерцанием облаков под классику…тарзанкой и т.д.), чтоб дать ему все расставить спокойно, без душераздирающих эмоций…
Вот еще, только это надо заранее заготовить)) Когда все ладно, и замечательно процесс идет,надо парочку вещей (физических, материальных) припрятать «на черный день». Книжку, музыку, мелочь какую приятную… с таким расчетом, чтоб попалась на глаза в момент этого диссонанса. И тогда оно работает, как камертон, настраивает на состояние, когда все правильно и все получается.»
Irina Feewa: «Я приверженец варианта, что когда есть бОльшее для чего, то сопутствующее делается или как-то решается легче. То есть,когда есть смысл, то он как бы на себе все тащит.
На бытовом примере, когда влюбился, то сразу и похудел, и встаешь в 5 утра, и не заметил, как костюм погладил…»
Сначала спросила, а потом и сама вспомнила, что писала в блоге о том, как выбрать стратегическую цель, а еще писала, как выбрать один проект. Полезно, однако, в свой блог заглядывать 😉
Итак, чтобы понять, что происходит, действуем от простого к сложному:
- Отрываемся от текучки, вынуждаем себя отдохнуть. Как только организм восстановит силы, делаем следующий шаг
- Оцениваем ситуацию, проверяем какие действия привели к эмоциональному напряжению, что именно не дает результат. Если выявляются неэффективные действия, корректируем или ищем другой путь.
- Чтобы убедиться, что движение к дальней цели все еще имеет смысл и ценность, уделяем время для «вспомнить все!». Ради чего бОльшего затевался весь этот проект? Что важное хотелось создать, когда мы были у самого начала пути? Напитываемся и смотрим, что можно сделать лучше в сегодняшних делах.
А вот если в какой-то момент времени, вы понимаете, что идея этого бизнеса, его модель стали слишком расходиться с вашим представлением о мире в целом, о добре и зле )), ну мало ли – вдруг вас увлекла возможность освоить горизонты в новой сфере – тогда стоит взвесить более существенные «вещи».
Если с психологическими издержками можно справиться, то с тем, на чем строится «картина мира» нужно более внимательно обращаться. Надо ли себя ломать, если не совпадают базовые ценности бизнеса и вас — его владельца? Последствия ломки могут быть разрушительны для обеих сторон.
А вы знали, что у меня есть специальный канал в Телеграм? Там мои заметки по поводу онлайн обучения, психологии бизнеса, полезных приложений для самоорганизации и настройки сайтов на WordPress. Присоединяйтесь! https://t.me/multichall
Спасибо за статью, очень интересно, есть, над чем подумать.
Вам спасибо))
Спасибо за статью. Актуально для сканеров) Всё как следует проанализировать — не лишнее, прежде, чем отпускать с лёгкой душой.
Это точно)) не всегда усталость, это признак выгорания))
Знаешь, на самом деле вчера когда была в жюри стартапов,то очень хорошо отследила,как люди загораются и вроде уже проект в голове начинает работать. На бумаге и вот тут мой вопрос им о том,что у вас здесь заранее,здесь и здесь. Как поступите? Команды теряются и говорят,ладно мы другой попробуем бизнес. Мне кажется,может это банально ,но мы ленивы порой.
Вот точно! Если появляются трудности, проще бросить. И в результате бесконечный серфинг между идеями в зачатке… Тоже издержки)) только уже без бизнеса
Очень интересная статья.
Благодарю))